В рамках методического семинара – практикума «Концепция деятельностного подхода при организации коррекционно-развивающего процесса в урочной и внеурочной работе в условиях стандартизации обучения детей с ОВЗ» учитель Г.Ф. Мартыненко провела открытый урок по географии в 8 классе. Тема урока «Очертания берегов. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова». Это был урок-путешествие с применением ИКТ. Заняв места в классе согласно купленным билетам на самолёт, а затем и на круизный лайнер, ребята отправились в путешествие по холодным морям Северного Ледовитого океана на самолёте, а по морям Атлантики на круизном лайнере. Экскурсовод, а он же учитель, предложил каждому взять с собой «Карту путешественника» (контурные карты) и отмечать наиболее понравившиеся объекты. Материал урока был связан с жизнью.
В уроке прослеживалась связь с такими предметами, как русский язык (словарное слово –фьорд), СБО (ориентирование по билетам воздушного и водного транспорта).
На протяжении урока учитывались особенности мыслительной деятельности обучающихся. Были применены следующие методы: иллюстративный (предметные и сюжетные картинки); эвристический или частично-поисковый (сопоставление контурных карт и физической карта); поисковый (физическая карта, текст в учебнике); словесный (беседа, рассказ); наглядный (наблюдение за явлениями (туман над Британией); исследовательский (течение Гольфстрим); практического обучения (заполнение контурных карт).
Использованы разнообразные формы обучения: дифференцированная, фронтальная.
На уроке проводилась коррекция психических процессов – внимания, двигательных функций, объёма внимания и запоминания (названия океанов, омывающих Евразию). На уроке была применена эвристическая ситуация или ситуация активизирующего незнания, цель которой – рождение обучающимися личного образовательного продукта – проблема сопоставления контурной и географической карт («мозговой штурм») – родоначальником которой был ещё Сократ. Но своим названием этот метод обязан американскому учёному А.Ф. Осборну, который взял за основу эвристический диалог Сократа.
Коррекция восприятия материала, т.е. коррекция мнезиса (память) и гнозиса (узнавание) на протяжении всего урока.
Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач и освещения данной темы. Урок построен от простого к сложному. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности: просмотр, чтение, сопоставление, узнавание.
При построении урока учителем были использованы следующие образовательные (педагогические) технологии: системная, дифференцированная, личностно-ориентированная, наглядная, технология сотрудничества.
Учебное время на уроке было использовано эффективно. Запланированный объём выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей обучающихся.
В течение урока учитель следила за перегрузкой детей. Старалась создать и поддержать положительную эмоциональную атмосферу, уверенность в собственные силы каждого ученика.
В ходе урока поставленные цель и задачи урока были выполнены. Дети работали активно, тему урока усвоили.
|